Переключение передач и режимов трансмиссии автомобиля Урал-4320 осуществляется следующим образом:
Коробка передач (левая часть схемы)
|
Раздаточная коробка (правая часть схемы)
|
Блокировка дифференциала (крайняя правая часть схемы)
|
Особенности эксплуатации коробки передач и раздаточной коробки Урал-4320
Эта схема предусматривает пятиступенчатую коробку передач и раздаточную коробку с пониженной и прямой передачами, а также систему блокировки дифференциала. Рассмотрим нюансы эксплуатации в различных условиях.
1. Переключение коробки передач (КПП)
- Переключение передач происходит в стандартной H-образной схеме, что упрощает управление.
- 1-я передача используется при старте на тяжелом покрытии или с грузом.
- 2-я передача может использоваться для плавного старта на ровной поверхности.
- 3-я, 4-я и 5-я передачи предназначены для разгона и движения на трассе.
- Задний ход (R) включается только после полной остановки автомобиля.
Рекомендации:
- Не перескакивать передачи (например, с 1-й сразу на 3-ю), чтобы не перегружать двигатель.
- На пониженных оборотах использовать низшие передачи, а на высоких – высшие.
- Использовать перегазовку при переключении вниз (5→4→3→2) для плавности.
Перегазовка – это техника переключения передач на механической коробке передач, при которой водитель кратковременно повышает обороты двигателя перед переключением на пониженную передачу.
2. Использование раздаточной коробки
Раздатка имеет два режима:
- B (высшая передача, прямая) – используется для движения по дорогам с твердым покрытием.
- H (низшая передача, пониженная) – включается при движении по бездорожью, грязи, снегу или при буксировке тяжелых грузов.
Рекомендации:
- Переключать раздатку желательно на месте или на малой скорости, выжав сцепление.
- При движении по асфальту использовать только высшую передачу раздатки во избежание перегрева и повышенного расхода топлива.
- Низшую передачу включать только при необходимости, так как она увеличивает нагрузку на двигатель.
3. Блокировка дифференциала
- I (разблокирован) – стандартный режим для движения по дорогам.
- II (заблокирован) – применяется при движении по глубокому снегу, грязи, песку, на крутых подъемах.
Рекомендации:
- Блокировку дифференциала включать только при пробуксовке! На сухом твердом покрытии она приведет к ускоренному износу трансмиссии.
- Выключать блокировку при возвращении на нормальное покрытие для предотвращения перегрузки мостов.
- Переключение блокировки производить только на малых скоростях или на месте.
На автомобилях Урал-6363, -6470 устанавливается 9-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-239.
Схема переключения КПП Урал-6363 с демультипликатором
На изображении представлена 9-ступенчатая коробка передач с демультипликатором (делителем), который позволяет переключаться между нижним (L) и верхним (H) диапазонами передач.
1. Разбор схемы переключения
Основная H-образная схема переключения:
- 1-я и задняя передачи (R) – слева.
- 2-я, 3-я, 4-я, 5-я передачи – стандартное расположение, как в 5-ступенчатой КПП.
- 6-я, 7-я, 8-я, 9-я передачи – активируются с помощью демультипликатора.
Каждая передача делится на два диапазона (низкий и высокий), что даёт в сумме 9 передач вперёд.
Демультипликатор – это переключатель диапазонов, который увеличивает число передач.
- Нижний диапазон (L – Low) – для движения с большой нагрузкой или на малых скоростях.
- Верхний диапазон (H – High) – для скоростного движения на трассе.
Порядок переключения:
- 1-я передача (L) → 2-я (L) → 3-я (L) → 4-я (L) → 5-я (L)
- Переключение демультипликатора в верхний диапазон (H)
- 6-я (H) → 7-я (H) → 8-я (H) → 9-я (H)
Переключение демультипликатора (L ↔ H) происходит на ходу, но с кратковременным отпусканием газа!
- Запуск и движение на низком диапазоне (L) – стартуем с 1-й передачи, затем последовательно переключаемся вверх.
- При достижении 5-й передачи переводим демультипликатор в верхний диапазон (H).
- Переключаем передачи дальше (6H → 7H → 8H → 9H).
- Переключение вниз – наоборот: снижаем передачи по той же схеме, при необходимости включаем низший диапазон.
4. Особенности эксплуатации КПП с демультипликатором
- Облегчает движение при разной нагрузке – можно выбрать оптимальный режим работы двигателя.
- Снижает износ трансмиссии – плавное переключение снижает ударные нагрузки.
- Упрощает движение на трассе – верхний диапазон позволяет двигаться на высокой скорости без перегрузки двигателя.
- На подъёмах и бездорожье – включаем пониженный диапазон, чтобы не перегружать двигатель.